Институты финансового права — энциклопедический справочник и словарь для студента от А до Я
- Определение правового института в структуре финансового права
- Классификация институтов финансового права
Определение правового института в структуре финансового права
ФормулировкаВ финансовом праве правовой институт является самостоятельным исходным структурным элементом финансово-правовой сферы, где правовые нормы объединяются зависимо от их направленности, юридического содержания.
Следовательно, финансово-правовые нормы образуют финансовое право в форме единого нормативного формирования не напрямую, а путем правовых юридических структур, которые в определенных ситуациях могут быть сгруппированы в финансово-правовые подотрасли, тогда как в прочих — выступать в качестве самостоятельных отраслевых департаментов.
В основном, параметр предметного характера самостоятельно определяет правовые институты финансового права, которые представлены посредством:
- государственных ссуд;
- страхового права;
- ценных бумаг;
- лотерей;
- финансов институтов, компаний различных форм собственности и прочего.
Классификация норм финансового права на отдельные правовые институты, подотрасли детерминирует их дифференциацию на такие шеренги, структуры:
- Центральное место занимают подотрасли финансово-правового характера.
- После чего выступают обособленные институты финансового права.
Классификация институтов финансового права
В целом экономические отношения, нацеленные на сбор, распределение, использование (непосредственное применение) государственных фондов материальных средств принято разделять в зависимости от методов, форм накопления, перераспределения таких финансовых средств. Следовательно, посредством объединения однотипных экономических отношений образуется финансовое звено или финансовый институт. Совокупность всех финансов, их взаимосвязь в свою очередь формируют финансовую систему государства.
Российская система финансов состоит из таких базовых финансовых элементов:
- Бюджетная система, состоящая из местных и государственного (бюджеты субъектов федераций, федеральный бюджет) бюджета. Такой элемент российской финансовой системы занимает ведущее место. Фонды материальных средств, сконцентрированные в бюджетах, применяются с целью разрешения общих вопросов в определенном регионе. Как правило, бюджетные средства аккумулируются посредством взимания налоговых, прочих обязательных платежей с юридических, физических особ. И все же кроме этого применяется привлечение финансов посредством их возвратности путем оформления внешних, внутренних ссуд.
- Государственные, местные (муниципальные) целевые внебюджетные государственные денежные фонды, сформированные личными представительными либо исполнительными правительственными структурами, МСУ. Данные средства тратятся на определенные цели согласно своему предназначению. Как правило, к таким структурам причисляют следующие социальные фонды: Фонд занятости, Фонд обязательного мед страхования, Фонд государственного соц страхования, Пенсионный Фонд, формируемые с целью реализация законодательных требований.
- Финансы институтов, отраслевого народного хозяйства, компаний, учреждений в форме самостоятельных финансовых фондов, пребывающих в распоряжении конкретных экономических субъектов, иначе говоря, министерств, организаций и прочих, которые расходуются с целью осуществления персональных функций, реализации поставленных целей.
В нынешних условиях присуще разнообразие форм собственности, на базе которых могут функционировать средства институтов, фирм, организаций.
Такой элемент в свою очередь условно делиться на финансы некоммерческих и коммерческих структур. Финансы компаний – это исходное звено, фундамент единой финансовой системы, поскольку они напрямую сопряжены со сферой материального производства, во время которого образуется доход, в последующем перераспределяемый посредством государственной системы финансов.
- Имущественное, индивидуальное страхование способны оказывать поддержку в процессе образования страховых материальных фондов, направленных в случае компенсации финансового ущерба, нанесенного физическим, юридическим особам при наступлении природных катаклизмов, несчастных случаев, различных прочих неблагоприятных обстоятельств. Финансовые активы таких фондов аккумулируются посредством выплаты вкладов юридических, физических особ, вступивших в отношения, связанные со страхованием. И все же в законодательном порядке также предусмотрены возможные ситуации страхования посредством государственного бюджета, в таком случае идет речь о сотрудниках государственной налоговой службы, государственных чиновниках, военнослужащих и прочих категориях граждан. По причине трансформации к рыночной экономике страхование прекращает выступать в качестве монополии государства. В такой сфере наряду с государственными в форме предпринимательских институтов также функционируют негосударственные страховые компании, пребывающие под контролем государства.
Государственная ссуда – это экономические отношения, связанные с временным использованием государством финансовых активов физических, юридических особ. В такой ситуации именно государство является заемщиком. Как результат образуется внутренняя задолженность страны. Кредитование осуществляется в формах государственного кредита, получения заемных банковских средств Правительством и т.д. К тому же, в виде кредитных средств активно применяются гражданские взносы в сберегательные банковские организации.
Банковский кредит как институт финансового права – это экономические отношения по образованию в распоряжении банковских учреждений фондов финансовых активов, которые называются кредитными средствами, в следствии применения временно пребывающих на их счетах свободных финансов, а также предоставления таких средств на условиях возвратности, возмездности юридическим, физическим особам на производственные, социальные потребности.
sciterm.ru
Понятие и основные институты финансового права — КиберПедия
Финансовое право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с сбором, распределением и использованием денежных средств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, необходимых для осуществления их функций.
Предметом финансового права являются финансовые отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства (образования, распределения и использования фондов денежных средств).
Финансовые правоотношения, входящие в предмет финансового права, отличаются по своему содержанию большим разнообразием, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения. Применительно к институтам финансового права можно выделить:
— бюджетные правоотношения;
— налоговые правоотношения;
— правоотношения в областях государственного кредита, страхования, банковской деятельности;
— правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов;
— правоотношения в области денежного обращения и расчетов;
— валютные правоотношения.
Метод финансового права — это совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых производится правовое регулирование общественных отношений. По своей сути, это метод властных предписаний, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Такие предписания исходят в основном от финансовых, налоговых и кредитных органов, входящих в систему государственных органов и наделенных соответствующими полномочиями.
Финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.п. В настоящее время такие методы получают все более широкое применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности, субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.
Источники финансового права Российской Федерации — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.
Основным источником финансового права в Российской Федерации является нормативно-правовой акт.
К нормативно-правовым актам как источникам финансового права относятся:
1) Конституция Российской Федерации, многие нормы которой имеют прямую финансово-правовую направленность (например, ст. 57, устанавливающая обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы; ч. 3 ст. 75, определяющая, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом; ч. 4 ст. 75, устанавливающая, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе; ч. 5 ст. 101, учреждающая Счетную палату для контроля за исполнением федерального бюджета).
2) Финансово-правовые нормы содержатся также в законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов. Наиболее важное место в системе указанных источников финансового права занимают кодексы, т.е. законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующие определенный круг общественных отношений (например, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс).
К законодательным актам Российской Федерации относятся и федеральные законы, содержащие финансово-правовые нормы и являющиеся источниками финансового права. Особое место среди них занимают законы, устанавливающие те или иные налоги и порядок их взимания.
Источником финансового права являются и законы субъектов Российской Федерации, содержащие финансово-правовые нормы, которые принимаются в пределах компетенции этого субъекта в области финансов. Среди них — ежегодно принимаемый закон о бюджете субъекта РФ на предстоящий финансовый год.
3) Среди нормативно-правовых актов как источников финансового права выделяются указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента РФ в сфере финансово-правового регулирования разнообразны. В основном, указы Президента РФ в сфере финансов носят организационный характер, т.е. содержат поручения органам государственной власти по разработке тех или иных нормативных актов, определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансов.
4) Постановления Правительства РФ также являются источниками финансового права в случаях, когда содержат финансово-правовые нормы. Число постановлений Правительства РФ по вопросам государственных финансов очень велико. В частности, это постановления, регулирующие основные условия выпуска и обращения государственных ценных бумаг, устанавливающие ставки таможенных пошлин и т.п. Аналогично федеральному уровню источниками финансового права являются акты органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
5) Часто источником финансового права являются ведомственные нормативно-правовые акты. Все ведомственные финансово-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, в соответствии с актами Президента РФ и Правительства РФ.
Помимо нормативно-правового акта в качестве источника финансового права выступает нормативный договор. В качестве источника финансового права выступают международные договоры Российской Федерации с другими странами в сфере налогообложения.
Признание международно-правового договора в качестве источника российского права основано на ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, которая устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Помимо международных договоров в качестве нормативного договора как источника финансового права выступают договоры между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами, а также между самими субъектами РФ по бюджетным и налоговым вопросам.
cyberpedia.su
Глава 12
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
12.1. Понятие и предмет финансового права. Основные институты отрасли финансового права
Характеризуя предмет финансового права, следует отметить, что это один из наиболее неисследованных и дискутируемых в науке, в том числе и в науке финансового права, вопросов. Данное положение обусловлено нечеткостью и подвижностью финансовой деятельности государства как явления общественной жизни40.
Понятие и состав предмета финансового права изменялся одновременно с правовым и политическим режимами в обществе и государстве. На ранних этапах развития отрасли финансового права ее предмет состоял из нескольких видов правовых отношений, не умещавшихся в рамки административного и государственного права. В основном это были правоотношения по поводу собирания доходов в казну, включая государственный кредит, и государственных расходов.
В. А. Лебедев включал в состав финансового права «государственные потребности и организацию их удовлетворения; понятие финансового хозяйства и финансовых учреждений; государственные доходы; устройство земского и общинного финансового хозяйства; способы покрытия чрезвычайных потребностей, т. е. учение о государственном кредите»41.
В начале XX в. рамки предмета финансового права значительно расширяются. Теперь ученые рассматривают в качестве финансово-правовых институтов не только расходы и доходы государства, но и порядок образования законов, относящихся к финансам, организацию верховной законодательной и административной власти в области финансов, порядок приостановления и установления бюджета, организацию верховного финансового контроля, порядок заключения и конверсии займов, порядок отчуждения и обременения долгами недвижимого имущества, разграничение компетенции в области финансового законодательства органов народного представительства и местного самоуправления, кассовое устройство, счетоводство, отчетность и устройство подчиненного контроля. При этом финансовое право делится на две части: право, изучающее финансовое устройство и право, изучающее финансовое управление42.
Финансовое право советского периода подверглось серьезным испытаниям. Закрытие ряда ведущих кафедр финансового права и гонения на ученых-финансистов не могли не отразиться на развитии науки и качестве финансового законодательства. Научные исследования первой половины XX в. ограничены в основном проблемами бюджетного устройства и бюджетного права.
Тем не менее именно в этот период была сформулирована основа предмета правового регулирования отрасли финансового права —, финансовая деятельность государства, направленная на собирание доходов и планомерное распределение полученных средств на нужды общества.
Р.О. Халфина определяла предмет советского финансового права как отношения, возникающие в процессе плановой аккумуляции и распределения денежных средств государством с целью создания материальных условий для выполнения его основных функций, направленных на построение коммунизма 43.
В.В. Бесчеревных и С.Д. Цыпкин под предметом финансового права подразумевали общественные отношения, возникающие в процессе планового собирания и распределения, использования государством необходимых денежных средств44.
Е.А. Ровинский уточнил, что предметом финансового права является не сама финансовая деятельность, а те отношения, которые возникают в процессе ее осуществления’. Эти отношение, по мнению указанного автора, имеют свои особенности: 1) связаны с организационной ролью Советского государства по распределению общественного продукта и его основной части — национального дохода в целях образования необходимых обществу фондов потребления и фондов пополнения; 2) возникают по поводу мобилизации, распределения и использования государством денежных средств; 3) их объектом служат деньги и денежные обязательства, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств45.
Другими словами, в предмет финансового права включаются правоотношения, имеющие своей целью создание государственных денежных фондов и способствующие их планомерному распределению и использованию.
В этой связи основными институтами финансового права признавались: бюджетное право, налоговое право, государственный кредит, финансовый контроль, государственное страхование, банковское кредитование, денежное обращение, валютное право46.
Радикальные изменения в экономическом базисе российского общества в конце 90-х гг. прошлого столетия привели к возрождению частной собственности, развитию предпринимательства, в том числе в сфере финансовых услуг, прежде являвшихся прерогативой государства, к возникновению у населения первичного капитала, инвестируемого в различные финансовые инструменты — корпоративные ценные бумаги, депозиты коммерческих банков, долговые ценные бумаги государства и частных лиц. В русле развития частного рынка финансовых услуг возникли частные страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, кредитные организации, отбирающие часть денежных средств, ранее поступавших в государственный бюджет. Государственная монополия на оказание финансовых услуг была разрушена. Теперь государство должно наравне с другими субъектами предпринимательской деятельности работать по законам свободного рынка и здоровой конкуренции, чтобы привлечь инвестиционные ресурсы населения и пополнить ими свой денежный фонд. При этом отношения между государством и субъектами хозяйственной деятельности и (или) физическими лицами в этих случаях строятся на основе норм гражданского законодательства. Это в свою очередь означает, что некоторые группы правоотношений, входившие ранее в предмет регулирования отрасли финансового права, перестали отвечать главному признаку, отличающему их от других47. А именно, указанные правоотношения не достигают цели создания государственных денежных фондов и не вписываются в понятие финансовой деятельности государства. В этой связи одним из актуальных вопросов современного финансового права является ревизия его предмета.
Достаточно подробно данную проблему исследовала М.В. Карасева. По ее мнению, в настоящее время в связи с изменением масштабов и содержания финансовой, деятельности государства за границы финансовых отношений выводятся: отношения по поводу формирования и использования финансов страховых организаций, ибо они являются организациями частной формы собственности. Однако по-прежнему в пределах финансового правоотношения остаются отношения по поводу государственного обязательного страхования, возникающие между бюджетом и страхователем; отношения Центрального Банка РФ с коммерческими банками по поводу формирования и использования фонда обязательных резервов в ЦБ РФ и установления коммерческим банкам экономических нормативов; надзора Банка России за деятельностью коммерческих банков; отношения по поводу направления ЦБ РФ 50 % своей прибыли в доход федерального бюджета; отношения между ЦБ РФ и целым рядом других субъектов, которые возникают в соответствии со ст. 23 Федерального закона «О Центральном банке РФ»48; отношения, опосредуюшие организацию государственного внутреннего долга; отношения по поводу денежной эмиссии.49
Определение границ финансового права, выявление институтов, входящих в состав его предмета, является важной теоретической проблемой, правильное решение которой окажет существенное влияние на практику правового регулирования финансовых отношений.
Так, например, Ю. А. Крохина и В. Н. Ульянова, исследуя предмет финансового права и его принципы, указывают, что абсолютных границ не имеет ни одна отрасль права. Общественные отношения какого-либо одного вида (финансовые, управленческие и т. д.) разнообразны и составляют предмет одной отрасли, вместе с тем они разделяются на слои, подгруппы, которые в свою очередь частично входят в предмет регулирования других отраслей.50
Исследование состава предмета отрасли финансового права и изучение существующих научных взглядов по этому вопросу приводит к мысли о том, что в числе институтов финансового права можно выделить три группы: во-первых, традиционные институты, местонахождение которых не подвергается сомнению со стороны ученых; во-вторых, институты, отнесение которых к финансово-правовым вызывает определенные споры среди ученых; в-третьих, институты, которые наряду с финансово-правовым регулированием, подвергаются воздействию норм других отраслей права.
Традиционные институты составляют основу (сердцевину) финансового права и не вызывают никаких сомнений в своей принадлежности именно к этой правовой отрасли. К ним относятся: бюджетное право, институт формирования государственных доходов, налоговое право (за исключением правоотношений, возникающих в сфере налоговых правонарушений), институт государственных расходов (включая бюджетное финансирование), институт финансового контроля за правильным собиранием доходов, распределением и использованием государственных расходов, институт финансового контроля за совершением физическими и юридическими лицами кассовых операций с наличными денежными средствами, бухгалтерский учет, институт финансового контроля за соблюдением банковского законодательства коммерческими банками и другими кредитными учреждениями, денежная эмиссия, валютное право.
Особую значимость в последнее время приобретает институт муниципальных финансов. Исследователи, занимающиеся проблемой изучения предмета финансового права, обращают внимание на то, что отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности органов местного самоуправления, входят составной частью в предмет финансового права51.
Усиление роли и значения данной группы общественных отношений для функционирования всей бюджетной системы государства, особенно в последнее время, привело к появлению новых научных тенденций. Речь идет о выделении в рамках финансового права институтов, регулирующих финансовую деятельность субъектов РФ и местных (муниципальных образований). Возможность реализации собственных задач в процессе аккумуляции и распределения бюджетных средств, ответственность за выполнение обязательств по финансированию тех или иных программ и направлений, формирование самостоятельной системы правовых актов, регулирующих вопросы использования финансов субъектов РФ и местных (муниципальных образований), позволяют говорить о складывающемся правовом институте.
Кроме традиционных институтов финансового права существуют отдельные группы правоотношений, имеющие сложную правовую природу и нечетко выраженную отраслевую принадлежность. Место нахождения таких правоотношений в системе права становится предметом спора между представителями различных отраслей юридической науки. Наиболее ярким примером описанной ситуации могут служить правоотношения, возникающие по поводу ответственности за совершение налоговых правонарушений, правоотношения в области бухгалтерского учета.
Третья группа правоотношений, входящих в состав финансового права, характеризуется тем, что они имеют сложный характер и подвергаются правовому регулированию нормами нескольких отраслей права, в частности финансового и гражданского. К таким «сложным» группам правоотношений относятся отношения, складывающиеся по поводу государственного кредита, по поводу внесения добровольных пожертвований в государственный (муниципальный) бюджет, отношения в области государственного страхования, финансово-договорные отношения в области налогового права и другие.
studfiles.net
§ 2. Понятие финансового права. Система финансового права
Понятие «финансовое право» рассматривается в разных аспектах:
— как отрасль российского права;
— как отрасль правоведения, правовая наука;
— как учебная дисциплина, учебный курс, изучаемый в юридических высших учебных заведениях.
Финансовое право как отрасль российского правапо своей сущности относится к публичным отраслям права и регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, то есть деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.
Финансовое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права. Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и местным самоуправлением финансовой деятельности, то есть деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и кругу их участников. Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особенность — они представляют собой разновидность имущественных отношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов, денежных средств. Это — финансовые отношения, одной из сторон в которых всегда выступает государство или орган местного самоуправления.
Своеобразие предмета регулирования обусловливает и особенности метода регулирования, свойственного финансовому праву.
Основным методом правового регулирования финансового права является метод «власти и подчинения». Однако метод «власти и подчинения», применяемый финансовым правом, отличается от аналогичного метода, используемого другими отраслями публичного права, в частности административным правом. Отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации, подчинения «по вертикали». Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости.
Определенную группу финансовых отношений составляют отношения, в которых участники находятся в подчинении «по вертикали» (министерства, ведомства и подчиненные им предприятия), однако эти отношения в связи с переходом к рыночной экономике теряют свое былое значение.
Н.И. Химичева рассматривает в качестве основного метода финансово-правового регулирования государственно-властные предписания одним участником финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. «Такой метод, — пишет Н.И. Химичева, — свойствен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия… Большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности». И далее: «Участники финансовых отношений, которым они адресуют свои предписания (различные органы государственного управления, организации), находятся во взаимосвязи с этими органами и в зависимости от них лишь по линии функций финансовой деятельности» *.
*Финансовое право: Учебник / Отв. ред. проф., д. ю. н. Н.И. Химичева. С. 41-42.
Финансовое право имеет свой предмет правового регулирования и обусловленный им метод правового регулирования, поэтому финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль права.
Однако этот вывод в теории права остается спорным. Вопрос о природе финансового права возник в ходе дискуссии о системе социалистического права, проведенной Институтом права АН СССР в 1940 г. В тезисах Института права АН СССР финансовое право рассматривается как самостоятельная отрасль права, но без подразделения на общую и особенную части. Большинство авторов, разрабатывающих общие проблемы теории государства и права, а также изучающих вопросы финансовой деятельности государства, рассматривают финансовое право в качестве самостоятельной отрасли права. Иные авторы считают, что финансовое право является частью административного права.
В.В. Бесчеревных, проведя детальный анализ точек зрения ученых о месте финансового права в общей системе права, пришел к выводу о том, что финансовое право является самостоятельной отраслью права, но не имеет своего, только ему присущего, метода правового регулирования и не применяет «различные («разные») методы регулирования, а… использует так называемый административный метод» *.
* Бесчеревных В.В. Компетенция Союза ССР в области бюджета. М., 1976. С. 24-32; Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С. Г. Указ. раб. С. 9; Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. М., 1998. С. 41.
Наличие различных точек зрения о природе финансового права объясняется тем, что оно находится в тесной взаимосвязи с другими отраслями права. И главным образом с конституционным, административным и гражданским.
При отграничении финансового права от смежных отраслей права необходимо учитывать природу его предмета и особенности метода правового регулирования.
Итак, финансовое право— самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством и местным самоуправлением определенных фондов денежных средств, необходимых им для выполнения задач и функций, методом «власти и подчинения», как правило, не основанным на субординации.
В литературе имеются и иные определения финансового права.
Один из виднейших специалистов по гражданскому и финансовому праву Поль Мари Годме определяет финансовое право как отрасль публичного права, нормы которой регулируют государственные финансы, доходы и расходы государственных органов и контроль над использованием всех этих средств*.
* Годме П. Финансовое право. М.: Прогресс, 1978. С. 38.
Н.И. Химичева определяет финансовое право как «совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач» *.
* Финансовое право: Учебник. М.: БЕК, 1995. С. 13, см. также: Финансовое право: Учебник. М.: Юристь, 1999. С. 35, 36.
Нормы финансового права в зависимости от особенностей регулируемых ими общественных отношений группируются в различные структурные подразделения. Наиболее крупными подразделениями финансового права являются общая и особенная части. Впервые такое деление было введено в теорию финансового права в 1952 г.
Общая часть финансового права включает в себя нормы, закрепляющие основные начала финансовой деятельности, ее задачи, формы и методы осуществления; устанавливающие компетенцию субъектов управления финансами, порядок осуществления финансового контроля. Эти нормы имеют значение для всех финансовых отношений. Нормы, регулирующие отдельные виды финансовых отношений, образуют финансово-правовые институты, объединяющиеся в особенную часть финансового права. В теории права существует точка зрения, согласно которой в особенной части финансового права объединяются не только финансово-правовые институты, но и более крупные подразделения, представляющие собой совокупность институтов — разделы (подотрасли) права*.
* Пискотин М.И. Советское бюджетное право. М., 1971. С. 50.
Это, в частности, касается норм, регулирующих бюджетные отношения. Бюджетное право не является самостоятельной отраслью права, но все ученые единодушно подчеркивают, что бюджетное право занимает особое место в системе финансового права. То же самое следует сказать и о налоговом праве, являющемся подотраслью финансового права.
На Международной научно-практической конференции по проблемам финансового права (бюджет — налоги — банки), которая проходила 25-27 февраля 1998 г. на базе Московской государственной юридической академии, ученые высказали мнение о том, что налоговое право — это подотрасль финансового права. И. Ю. Орлов, Н.П. Кучерявенко, В.И. Гуреев охарактеризовали налоговое право как подотрасль финансового права, поскольку отсутствуют какие-либо основания выделять налоговое право из финансового права и рассматривать его в качестве самостоятельной отрасли права*.
* Государство и право. 1998. № 10. С. 8-12.
В особенной части финансового права содержатся институты, регулирующие общественные отношения, возникающие при банковском кредитовании, денежном обращении и при производстве расчетов.
В литературе было высказано мнение о том, что нормы права, регулирующие общественные отношения с участием кредитных организаций, в своей совокупности образуют самостоятельную отрасль российского права — банковское право*. Авторы не разделяют данную позицию, а поддерживают тех ученых, которые считают, что общественные отношения с участием кредитных организаций, в том числе и при банковском кредитовании, регулируются нормами различных отраслей права, главным образом нормами административного, финансового и гражданского права**. Нельзя полностью согласиться и с точкой зрения М.В. Карасевой, считающей, что «внутрибанковские отношения» — отношения Банка России с кредитными организациями по установлению обязательных нормативов, по осуществлению надзора и образованию и использованию фонда обязательных резервов Банка России — не являются финансово-правовыми, а должны рассматриваться при образовании фонда обязательных резервов ЦБ РФ как административно-правовые, а при использовании этого фонда — как гражданско-правовые***.
*Тосунян Г.А. Место банковского права в системе российского права // Юридический мир. 1998. № 8 (август). С. 8.
** Горбунова О.Н. Выделять банковское право в отдельную отрасль права пока рано // Там же. С. 15.
*** Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. М.: Юристъ, 1999. С. 37, 38.
Если возможно рассматривать отношения, возникающие при предоставлении кредитным организациям кредитов Банка России в порядке рефинансирования, как гражданско-правовые отношения*, то никак нельзя относить отношения, возникающие между Банком России и кредитными организациями по поводу образования фонда обязательных резервов, а также установления им обязательных нормативов и при осуществлении Банком России надзора за деятельностью кредитных организаций, к административно-правовым. Между Банком России и кредитными организациями отсутствуют отношения субординации, характерной для административных отношений. Кредитные организации, в своем большинстве функционирующие на праве частной собственности, являются независимыми юридическими лицами, не входят в систему Банка России и не подчинены ему по вертикали. И только в области финансовой деятельности кредитные организации обязаны выполнять предписания Центрального Банка Российской Федерации.
*См.: Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М„ 1999. С. 561.
Объединение норм финансового права в общей и особенной частях, в разделах, финансово-правовых институтах имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку позволяет более эффективно пользоваться финансовым законодательством, способствует соблюдению важнейшего принципа финансовой деятельности — законности.
Финансовое право как отрасль правоведенияизучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права*.
* Поль Мари Годме утверждает, что финансовое право выделилось из административного права и составило самостоятельную отрасль в конце прошлого века. См.: Годме П. Финансовое право. М.: Прогресс, 1978. С. 39.
Наука финансового права — это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующих практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, в первую очередь — теории государства и права, развивается в тесном контакте не только с юридическими (правовыми) науками, но и с наукой о финансах, финансовой наукой, изучающей сущность общественных отношений — финансовых отношений, являющихся предметом правового регулирования финансового права.
Идет взаимный процесс обогащения правовой науки и экономической науки, изучающих процессы, связанные с использованием финансов в развитии общества.
В науке финансового права наблюдается тенденция более углубленного изучения отдельных разделов, институтов финансового права, в частности бюджетного, налогового права, страхования, норм, регулирующих кредитные и расчетные отношения. Это закономерный процесс познания от частного к общему, особенно если учесть «относительную молодость» науки финансового права, которая смогла активно развиваться только после выделения финансового права из административного права в качестве самостоятельной отрасли права. Теоретические вопросы, касающиеся предмета и системы финансового права, сущности финансово-правовой нормы и финансового правоотношения, их классификации и систематизации и др., разрабатывались видным ученым Е.А. Ровинским*.
* Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. М., 1960.
История развития науки финансового права, ее предмет, используемые методы, основные категории, библиография — библиографический перечень литературы по финансовому праву за прошедшие 200 лет (XIX в. — начало 90 годов XX в.) — изложены в работе К. С. Вольского «Финансовое право» *.
* Бельский К.С. Финансовое право. М.: Юристь, 1994. Данную работу, несмотря на спорность некоторых положений, можно расценивать как существенный вклад в развитие науки финансового права. См. также: Советское финансовое право: Учебник. М.: Юрид. лит., 1987. С. 105-114; Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. М.: Юристь, 1999. С. 45-62; У истоков финансового права / Под ред. проф., д.ю.н. А.Н. Козырина. М.: Статут, 1998. (Серия «Золотые страницы российского финансового права»). Т. I.
Финансовое право как учебная дисциплина, учебный курспредусматривает обучение студентов финансовому праву, изучение правовых норм, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права. Студенты обучаются практике применения этих норм, приобретая не только знания, но и соответствующие умения. Успешное обучение юриспруденции, в том числе и финансовому праву, возможно только на основе научных исследований, проводимых учеными-юристами. Поэтому в сферу обучения входит и наука финансового права с выработанными ею понятиями, суждениями и категориями.
Система курса финансового права — это последовательное изложение содержания финансово-правовых норм, позволяющее более эффективно раскрыть их сущность и значение. Система курса, как и система отрасли финансового права, подразделяется на общую и особенную части. В общей части курса выявляется внутреннее единство финансового права, изучаются его предмет и метод правового регулирования, раскрывается специфика финансово-правовых норм и финансовых правоотношений, выявляются особенности форм и методов осуществления финансовой деятельности и финансового контроля, определяется место финансового права в общей системе российского права. В особенной части курса разделы и отдельные финансово-правовые институты рассматриваются в историческом плане, предлагаются пути совершенствования финансово-правовых норм, проводится сравнительно-правовой анализ соответствующих разделов и финансово-правовых институтов.
Важнейшим разделом особенной части курса является «Бюджетное право Российской Федерации», в котором рассматривается содержание таких категорий, как: бюджет и его виды, бюджетное право, источники бюджетного права, бюджетная система, ее состав и принципы построения, бюджетный процесс и т. д. Самостоятельным разделом особенной части курса является и раздел, посвященный правовому регулированию государственных доходов и доходов местного самоуправления. В данном разделе рассматривается налоговое право как подотрасль финансового права, а также такие правовые институты, как государственный кредит и имущественное и личное страхование. Разделами особенной части курса являются также разделы: «Правовое регулирование государственных расходов», «Правовые основы денежного обращения, расчётов, валютного регулирования и валютного контроля». Изучаются в особенной части курса и финансово-правовые отношения, связанные с выпуском, обращением и погашением ценных бумаг в Российской Федерации.
Финансовое право как учебная дисциплина относится к общеобязательным курсам, предусмотренным государственной программой высшего юридического образования. Однако следует отметить наличие факультативных учебных курсов, органически связанных с курсом «Финансовое право», таких как: «Банковское дело», «Страховое право», «Рынок ценных бумаг» и др., в которых подробно изучаются определенные сферы деятельности, регулируемые нормами различных отраслей права, в том числе и нормами финансового права.
studfiles.net
Система и источники финансового права. Основные институты финансового права,их роль.
Финансовое право, являясь отраслью права, состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, совокупность которых выражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системы финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные подразделения. В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части: Общая и Особенная. Обоснование необходимости их выделения в финансовом праве и определение содержания каждой из них относится к важным достижениям отечественной правовой науки’.
К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для нее общее значение.
Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, подотраслей, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из этих подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. В последние по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов. Всем этим отношениям свойственны общие отличительные черты.
Источникамифинансовогоправа являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие финансовые отношения. Главный источник финансово права является Конституция Российской Федерации.
Финансовая система — совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.
2. Значение финансового контроля как специализированного вида государственного
Контроля, его роль.
Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий субъектов финансовых правоотношений при образовании, распределении и использовании денежных государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и её регионов.
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в финансовой деятельности имеет конституционную основу.
Основными направлениями финансового контроля в сфере отношений, регулируемых финансовым правом, является контроль за:
– выполнением органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;
– выполнением организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;
– использованием по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов;
– соблюдением правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.
Реализация задач финансового контроля укрепляет государственную финансовую дисциплину, выражающую одну из сторон законности. Государственная финансовая дисциплина – это четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписаний и порядка образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.
cyberpedia.su
Налоговое право как институт финансового права
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
кафедра ФИНАНСОВОГО ПРАВА
НАЛОГОВОЕ ПРАВО КАК ИНСТИТУТ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
Курсовая работа
студентки II курса
заочного отделения 627 зв. гр.
Котовой Ю.В.
Научный руководитель:
к.ю.н. доцент Шевелева Е.В.
Дата сдачи курсовой работы:
Дата защиты:
Оценка:
Ростов-на-Дону
2011 ПланВведение
Глава 1. Место и роль налогового права в системе российского права
1.1. Понятие, предмет и метод налогового права
1.2. Налоговое право — как подотрасль финансового права
1.3. Система налогового права
Глава 2. Основные понятия налогового права
2.1. Налог и сбор
2.2. Налогообложение
2.3. Налоговые правоотношения
2.4. Система налогов и сборов РФ и налоговая система РФ
Глава 3. Принципы налогового права
Глава 4. Источники налогового права
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность: Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» -данный принцип заложен и в российском законодательстве. Ст. 57 Конституция Российской Федерации. — Новосибирск, 2007 Налоговая система РФ представляет собой совокупность налогов, взимаемых в установленном порядке. Под налогом понимают обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов. Помимо финансовой роли, налоги имеют большое социальное значение. Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.
Цель: Рассмотреть налоговое право как институт финансового права.
Задачи:
1) рассмотреть понятие, предмет и метод налогового права;
2) изучить систему и принципы налогового права;
3) раскрыть основные источники налогового права.
В наши дни отдельные периоды истории налогообложения и налогового права рассматриваются в книгах и статьях Л. Левина, В.И. Гурова, Ю.А. Ежова, Д.Г. Черника и др. Наконец, одним из первых системных исследований истории налогов в России стала опубликованная в 2001 году работа А.В. Токушкина.
Глава I. Место и роль налогового права в системе российского права
1.1. Понятие, предмет и метод налогового права
Эффективное финансовое обеспечение деятельности государства, с одной стороны, является важной составляющей его государственного суверенитета, с другой гарантирует выполнение государством и его органами необходимых для поддержания такого суверенитета публичных, социальных, политических, организационных и иных функций. Финансовое обеспечение государства осуществляется за счет различных видов государственных доходов. На сегодняшний день в демократических государствах с экономиками рыночного типа главным видом таких государственных доходов являются налоги и сборы, собираемые в бюджеты всех уровней в процессе налогообложения. В РФ отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, традиционно регулируются соответствующей отраслью права — финансовым правом. Под предметом финансового права понимаются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации своих задач.
В свою очередь, налоговое право — представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, т. е. отношения в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и -налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.
Указанные общественные отношения (налоговые правоотношения) составляют предмет налогового права. Система таких отношений представляет собой совокупность следующих общественных отношений:
1) властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ.
2) правовых отношений, возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязательств по исчислению и уплате налогов или сборов.
3) правовых отношений, возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства.
4) правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений.
5) правовых отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Участниками, составляющими предмет правового регулирования налогового права общественных отношений в сфере налогообложения, выступают физические и юридические лица, в том числе: налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые органы, финансовые органы, таможенные органы.
Объектом налогового права является аналитическое исследование общественных отношений в сфере налогообложения.
Также в налоговом праве выделяют два метода:
— публично-правовой метод (или метод власти и подчинения, авторитарный метод, императивный метод)
— гражданско-правовой метод (или диспозитивный метод, метод координации, метод автономии)
Так как отношения, регулируемые налоговым правом по большей части относятся к сфере публичного права, императивный метод правового регулирования применяется в налоговом праве более часто. Диспозитивный метод используется, например, при регулировании отношений по заключению договоров о предоставлении налогового и инвестиционного налогового кредита.
1.2. Налоговое право — как подотрасль финансового права
Рассмотрев и проанализировав предмет и метод налогового права, представляется, что вопросы об отраслевой и институциональной принадлежности налогового права остаются открытыми. В то же время разрешение этой проблемы имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку отнесение той или иной группы норм к определенной отрасли права означает включение их в определенный отраслевой правоприменительный режим.
В этой связи необходимо учитывать, что практически все налоговые отношения возникают в процессе перераспределения национального дохода и имеют финансовый характер.
Однако отношения в сфере налогообложения возникают исключительно в процессе деятельности государства по поводу планомерного формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач. В то время как перераспределительная деятельность государства охватывает более широкий сектор и включает в себя также отношения по распределению и использованию этих денежных фондов (финансовых ресурсов). В своей же совокупности все эти отношения образуют единую систему финансовых отношений, которая традиционно является предметом регулирования права финансового.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что отношения в сфере налогообложения — это совокупность отношений, являющихся частью финансово-правовых отношений. Данное положение обусловлено также и тем, что налоговая система не выступает обособленной и независимой частью от всей системы государственно-публичного регулирования, а органически входит в финансово-бюджетную систему страны. Налоговая политика государства является неотъемлемой частью его финансовой политики, которая имеет по отношению к первой определяющее значение.
Что касается уровня обособленности налогового права в системе финансового права, то здесь необходимо исходить из того, что практически все ученые — правоведы рассматривают налоговое право в качестве финансово-правового института, отмечая, тем не менее, что это крупнейший раздел финансового права с перспективой дальнейшего развития. Кроме того, ряд ученых рассматривают налоговое право в качестве финансово-правового института, включая его в раздел финансового права, посвященный правовому регулированию государственных доходов.
Принятие Налогового кодекса РФ привело к тому, что элементы налогового права получили свое и
mirznanii.com